Подростковый суицид: как мы убиваем наших детей

В этой статье рассматривается страшное явление наших дней – подростковый суицид. Заглавие статьи выбрано не случайно. Много раз я встречал анализ случаев подросткового суицида, ставящий задачу выяснить, что с подростком не так. Но не является ли это ошибочной позицией? Не пора ли нам задать вопрос – что мы делаем или чего не делаем, невольно создавая условия для того, чтобы так умирали наши дети?

Изучение условий, формирующих возможность суицида в подростковом возрасте, приобретает в современном обществе особую значимость. Серьёзную обеспокоенность вызывает растущее число самоубийств среди молодежи. Согласно последним исследованиям, в группу риска по эмоциональному неблагополучию попадает 20 % подростков от 13 до 17 лет, а смертность юношей в результате суицида в России в три раза выше, чем в мире.

Проанализировано более 100 суицидальных актов за первое полугодие 2012 года, а также 45 попыток суицида. Общая выборка составила 145 девочек и мальчиков в возрасте от 9 до 18 лет. Среди изучаемых показателей – степень семейного неблагополучия, характер общения со сверстниками и родителями,  наличие психических расстройств и психосоматических нозологий, присутствие в близком окружении лиц, совершивших или покушавшихся на суицид.

Юношей, совершивших суицид, было 52,3 %, девушек — 47,7%. Средний возраст подростков составил 16,4 года. В качестве способа самоубийства подростками в 5 0% случаев выбиралось повешение, в 39,8 % – выброс из окна. Отравление, применение огнестрельного оружия, а также иные способы составили 10,2 %.

Обозначая территориальные особенности подросткового суицида, отметим, что за исследованный период на крупные города приходится 67,9 % всех случаев, тогда как на места с населением менее 100 тыс. человек – только 32,1 %. Выявлены отличия и между основными причинами суицида в крупных городах и в малых населённых пунктах. Так, в городах с населением свыше 1 млн. человек для подростков более актуальна ситуация в школе, часто встречается вовлечение в суицид, доведение до суицида через социальные сети. Для населённых же пунктов до 100 тыс. человек более актуальны в качестве факторов суицида употребление психоактивных веществ и исследовательский характер суицидальных действий. Однако и в крупных, и в мелких населённых пунктах кризисная ситуация в семье, внутренний конфликт и кризис в межличностных отношениях создавали условия для осуществления суицида.

Среди прочих причин суицида выделим безразличие со стороны родителей и друзей, трудности в школе (воспринимаемые подростком как неразрешимые), психологическую неподготовленность к ранним интимным отношениям.

Исследование показало, что подростки, употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства. Так, в мае 2012 г. в одном из городов Свердловской области произошёл суицид 16-летнего подростка. Мальчика нашли повешенным. По предварительным данным, смерть наступила в результате самоубийства, причём перед его совершением подросток употреблял спиртное. Незадолго до произошедшего молодой человек был на похоронах своего 18-летнего друга, который повесился.

Общеизвестно, что под влиянием психоактивных веществ повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков и риск суицида. А злоупотребление алкоголем некоторые авторы рассматривают как вариант суицидального поведения.

В изученных нами случаях суицида подростки были восприимчивы и нестабильны, тяжело переживали неудачи в личных отношениях. Один из примеров этого – случай в Нижегородской области, когда 14-летний восьмиклассник В., поругавшись с одноклассниками, решил покончить жизнь самоубийством. Придя домой, В. даже не стал разговаривать с мамой, сославшись на плохое настроение. Пока мама говорила по телефону с его отцом, школьник вышел на балкон и спрыгнул с 4 этажа вниз. С переломом позвоночника и тяжелой травмой головы мальчика доставили в центральную районную больницу.

В тех семьях, где происходит подростковый суицид, может господствовать авторитарный стиль воспитания. Так, в феврале 2012 года на юге Москвы 14-летний А. после семейной ссоры выпрыгнул из окна многоэтажного дома. От полученных травм подросток скончался. По-видимому, таким страшным способом А. пытался изменить невыносимую конфликтную ситуацию в семье.

Наше исследование выявило, что кризис в межличностных отношениях являлся наиболее значимой причиной для 68 % от всех рассмотренных нами случаев подросткового суицида. Так, в марте 2012 г. петербургская 16-летняя школьница выпрыгнула из окна многоэтажного дома из-за ссоры со своим молодым человеком. В апреле 2012 г. в одной из станиц Ставропольского края был обнаружен повешенным 17-летний подросток В.. С места происшествия изъята предсмертная записка, в которой мальчик сообщил, что причиной его ухода из жизни явилось расставание с девушкой.

В марте того же года 14-летняя Ю. выбросилась из многоэтажки на западе Москвы. Накануне самоубийства девушка написала, что если её бросит любимый, то она отправится в рай. Ю. поменяла «статус» на своей странице в соцсети. Новый «статус» содержал признание в чувствах, настолько сильных, что Ю. утверждала: если она расстанется с любимым, то не сможет больше жить. В этом случае проявилась возрастающая роль социальных сетей и в целом общения в Интернете в развитии деструктивного поведения.

Новым условием, способствующим суициду, следует считать наличие деструктивной организации. Так, в январе 2012 г. 15-летние мальчик и девочка, Н. и Г., бросились 16-го этажа в одном из городов Подмосковья. По данным СМИ, подростков толкнули на это сектанты. Местные жители полагают, что причиной трагической смерти Н. и Г. могли быть угрозы от представителей сатанистской секты. Внимательно изучив письма ребят в социальных сетях, мы пришли к выводу, что Г. постоянно угрожали сатанисты. Общение через социальные сети несло в себе деструктивный компонент и подталкивало подростков к гибельному шагу, делая их пребывание в Интернете невыносимым.

Другой подобный случай произошёл в ноябре 2011 года. Трое подростков, участвовавших в оккультных сборищах в одном из городов Новосибирской области, покончили с собой, чтобы принести жертву «покровителю». Предварительно договорившись о суициде, они повесились с разницей в несколько дней. Настоятель местного православного прихода уверен, что молодые люди попали под влияние оккультной группировки.

В настоящее время всё чаще встречается суицид как реакция на учебную ситуацию. В апреле 2012 года 18-летняя В. свела счёты с жизнью, не выдержав напряжения и усталости накануне тестирования. На кухне рядом с телом старшеклассницы нашли учебники, которые та изучала перед смертью.

– Больше всего на свете В. боялась экзаменов, – рассказали её одноклассники. – Она часто плакала и повторяла: «Я не сдам, я провалюсь!»

Схожий случай – самоубийство 16-летней жительницы Владивостока в апреле 2012 года.  Девочка покончила с собой, повесившись после занятий на ремне от куртки. Одной из основных причин самоубийства мог стать проваленный тестовый экзамен.

12-летний мальчик Д. в Туле в марте 2012 г. пытался повеситься на ремне, предположительно – из-за полученной в школе «двойки».

По данным СМИ, попытки суицида происходят на фоне отчаяния, депрессивных переживаний и других негативных состояний, которые часто игнорируются людьми, окружающими суицидента.

Дети с отягощённой наследственностью или обделённые эмоциональными связями оказывались неспособны к развитию функций саморегуляции, которые во взрослом возрасте необходимы для автономного выживания. Отсутствие некоторых из них иногда делает человека склонным к самоубийству. К функциям саморегуляции относится способность человека к реальному восприятию себя как отдельной и независимой личности, умение справляться с тревогой и не допускать её превращения в панику, способность чувствовать свою значимость, способность к контролю и модулированию ярости и умение чувствовать различие между своими желаниями или страхами и реальными обстоятельствами.

Ещё одна серьёзная предпосылка суицида, выявленная в нашем исследовании – самоубийство значимых людей как стартер трагедии. Более 16,5% подростков-самоубийц имели покончивших собой родственников или предков.
Подростки, потерявшие родителя из-за его самоубийства, возможно, верили в свою причастность к несчастью или, по крайней мере, считали себя виноватыми в том, что не смогли облегчить боль. Утрата родителя по причине суицида становилась основой для суицидальных мыслей у ребёнка также из-за бессознательной идентификации себя с родителем. Есть и другой значимый момент: самоубийца провоцирует гнев у своих близких, которых покидает. Этот гнев часто подавляется, потому что кажется неприемлемым гневаться на кого-то, кто умер насильственно или совершил суицид: жертва и так достаточно наказана.

Основной причиной суицида И., совершённого в марте 2012 г. на юге Москвы, оказалось желание воссоединиться с любимой мамой, которая умерла от рака 3 года назад. И. отпросилась из школы. Она уже была готова к суициду и специально выждала момент, чтобы ей никто не помешал. Девочка повесилась, когда дома никого не было.

После смерти матери И. замкнулась в себе, не смогла найти общий язык с отцом и мачехой.

Другой случай: семилетний мальчик в феврале 2012 г. повесился в своей квартире. Выяснилось, что несколько лет назад он был свидетелем аналогичного самоубийства родного отца.

Множество подростковых самоубийств демонстрирует важную тенденцию: социальные сети могут становиться информационными площадками, организующими суицидальные действия подростков. Социальные сети не только позволяют обозначать желание суицидента уйти из жизни (заявить об этом большой аудитории), но также являются площадками, где подросток получает информацию о способах совершения самоубийства. Общение в Интернете и социальных сетях иногда направлено на поддержку суицидальных устремлений (мотивируя подростка к суициду и «нормализуя» такой способ решения проблем), что является новым негативным фактором в проблеме подросткового суицида.

Характерно самоубийство 14-летних Л. и Н. в одном из подмосковных городов в феврале 2012 года. Девочки спрыгнули с крыши 16-этажного дома из-за того, что боялись наказания за двухнедельный прогул занятий в школе. Утром на своей страничке в социальной сети Н. написала: «Ненавижу фразу: «А если твои друзья с 9-го этажа прыгать пойдут, ты тоже пойдёшь?» Да, пойду, чё мне без друзей делать???» Важно учитывать, что в момент написания данных сообщений и после реализации суицида большое число подростков стали свидетелями суицидального деяния, то есть были вовлечены в него, а значит – их психологическая безопасность и психическая целостность были нарушены.

Подводя итог, отметим, что выявленные в нашем исследовании новые тенденции, влияющие на повышение риска суицида среди подростков (вовлечение в деструктивные организации, поддержка суицидальных настроений и действий через Интернет, ранняя алкоголизация подростков, низкая адаптация к нововведениям в школе), в настоящее время являются малоизученными. Поэтому для решения проблемы подросткового суицида в нашей стране необходимо решить вопрос обеспечения психологов и социальных работников новыми методами научного познания.

Важно отметить, что неконтролируемая подача информации через СМИ о случаях суицида может создавать тенденции распространения суицидальных мыслей среди подростков.

Литература:
1. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. — 2002, № 6.
2. Телле Р. Психиатрия. — Мн., 1999.
3. Холмогорова А. Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 2.
4. Buie D. H., Adler G. (1982) Definitive treatment of the borderline patient. International Journal of Psychoanalysis and Psychotherapy, 9, 51-87.
5. Maltsberger J. Т. Suicide risk: The formulation of clinical judgment. New York: New York University Press, 1986.
6. Maltsberger Buie, Dan H., and Maltsberger John T. (1983) The Practical Formulation of Suicide Risk. Cambridge, MA, published by the authors, printed by Firefly Press.
7. Shneidman E. S. Definition of suicide. New York: Wiley, 1985.
8. Whitehorn J. C. (1944) Guide to Interviewing and Clinical Personality Study. Archives of Neurology and Psychiatry 52:197-216.

Источник: http://pavelponomarev.livejournal.com/400692.html

HTML код для сайта или блога
Где получить помощь
Что такое депрессия?
Смысл жизни
Как удержать человека от самоубийства
Признаки суицида
Как бороться с депрессией
Признаки суицидального риска
Антидепрессанты: мифы и реальность